вторник, 26 февраля 2013 г.


СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ
МАКОШЬ
Макошь - одно из наиболее загадочных и противоречивых женских божеств в восточнославянской мифологии. Это единственное женское божество древнерусского дохристианского пантеона князя Владимира. Идол Макоши стоял в Киеве на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Макошь замыкает список богов Киевской Руси в "Повести временных лет". Имя этой богини входит почти во все поучения против язычества XI-XIV вв., где она упоминается, как правило, вместе с вилами-русалками и крылатым псом Симарглом. Обычно в списках языческих богов Макошь стоит особняком, хотя при сохранении ее противопоставления мужским богам эта богиня иногда выдвигается на первое место. Вера в Макошь существовала и на Русском Севере. Ее представляли в виде женщины с большой головой и длинными руками.
Макошь — древнейшая восточнославянская богиня земли, точнее — плодоносного слоя почвы, "Мать-Сыра-Земля", "мать хорошего урожая". Интересной представляется близость слов, обозначающих жребий и имя этой богини. Древнерусское слово "кыпь" означает "жребий", "гашение" или "кошение" - процесс жеребьевки, "кошити-ся" — метать жребий. Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова Ма (мать), можно истолковать имя "Ма-кошь" как "Мать счастливого жребия", как имя богини удачи, судьбы.
Второй смысловой ряд слова "кошь" представлен следующими понятиями: корзина, плетеный возок для снопов, "кошелка", "кошель", "кошуля" - различные плетеные емкости для зерна, хлеба и других продуктов. "Кошара" - плетеный хлев, куда загоняют живое богатство - овец. "Кошевым" называется предводитель казаков. Двойственность понятий слов, связанных с этим корнем, понятна, ибо в древности словосочетание "мой жребий" означало не что иное, как "мой воз сена", "моя корзина зерна", "хлев моих овец": обобщенно — "мое добро", "мое благо". Так и появились представления о покровительнице наполненных кошей, о матери урожая. Макошь считалась не богиней произрастания и плодородия, а богиней плодов хозяйственного года, матерью урожая. Итоги сельскохозяйственных работ при одинаково тяжелом труде и молениях богам каждый год отличались друг от друга, и в глазах древних славян определялись случаем. Вероятно, поэтому слово "кошь" приобрело значение чего-то случайного, непредвиденного, непостоянного, то есть жребия, который мог быть как счастливым, так и несчастливым.
Непосредственным продолжением Макоши является домовой дух в облике женщины, который прядет по ночам оставленную кудель. В связи с этим поверьем сложилось правило: убирать на ночь шерсть, иначе "Макоша опрядет". Колдунья Мокошка из словенской сказки позволяет предположить, что божество Макошь имело общеславянское Распространение.

2 комментария:

  1. 90% совпадения текста http://folkler.ru/skazki/makoha За что ставить оценку? Где твоя работа?

    ОтветитьУдалить
  2. А у других такое же совпадение %.

    ОтветитьУдалить